Сравнение старого электретного и современного конденсаторного микрофонов.

Насколько отличается звук старого электретного микрофона от звука современного конденсаторного микрофона. И стоит ли эта разница своих денег.

Разбирается Тимур Гаранин.

Большую часть своих роликов я озвучивал на старый электретный микрофон Genius MIC-01A. И в данный момент я говорю именно в него. На сегодняшний день он уже не выпускается, когда-то стоил копейки. И при этом выдавал великолепный звук по тем временам. Разъём у него аналоговый, поэтому для подключения к ноутбуку мне приходится использовать внешнюю звуковую карту.

В определённый момент мне захотелось улучшить качество звука в своих роликах. И я начал смотреть в сторону конденсаторных микрофонов. И столкнулся с настоящей лавиной блогеров, которые во всю расхваливают микрофоны фирмы fifine. Наслушался их, поддался пропаганде и приобрёл модель K669.

Комплектация у него предельно проста, подключается в USB порт. Звуковая карта и усилитель уже встроены в корпус микрофона.

Сейчас у меня есть возможность провести сравнение моих микрофонов, и, возможно, кому-то это будет полезно.

Перед тем, как перейти к сравнению остановите видео и напишите, насколько Вы оцениваете сейчас звук электретного микрофона по своим ощущениям.

А теперь поехали.

Я записываю звук на электретный микрофон Genius без какой-либо обработки. Мы отчётливо слышим шум. Он вызван в первую очередь самим электретным микрофоном, но также звуковой картой и USB портом. USB порты увы тоже шумят. Если уровень шума слишком большой, можно попытаться поменять USB порт. Но в данный момент мне лень, поэтому слушаем как есть.

Шум стационарный, поэтому легко подавляется в любой программе записи звука, например Audacity.

Теперь записываю звук на конденсаторный микрофон fifine без какой-либо обработки. Слышим, что шумит он меньше. Но всё равно шумит. Это не шум окружения. Это шум самого микрофона, встроенного усилителя и его звуковой карты. Так что не так уж он и хорош. Звук отнюдь не идеально чистый, как меня убеждали балаблогеры.
Принято считать, что качество звука конденсаторного микрофона зависит от размера капсюля. Некоторые блогеры настолько буквально это понимают, что выпаивают штатный капсюль, и на его место ставят капсюль большего размера. Что весьма глупо, учитывая, что качество звука зависит не столько от размера, сколько от технических параметров капсюля, ёмкости, собственного резонанса и т.д.

Включаем подавление шума и слушаем электретный микрофон. Звук стал гораздо чище, но появились едва заметные искажения спектра. Качество звука, между прочим, зависит не только от самого микрофона, но и от звуковой карты, с которой он работает. Современные дешевые электреты на палочке со встроенной звуковой картой дают вполне достойный звук, часто уже с подавлением шума.

Теперь слушаем конденсаторный микрофон с подавлением шума. Ожидаемо звук стал чище. Металлическая сетка вокруг капсюля у конденсаторных микрофонов сделана не для красоты, а исполняет функцию клетки Фарадея. Если её снять, конденсаторный капсюль начнёт сильно фонить, гудеть и шипеть от наводок.

Снова переключаемся на электретный микрофон и включаем кроме подавления шума ещё и выравнивание громкости. Субъективно, из-за того, что у электретного микрофона изначально был выше уровень шумов, то после обработки может появиться больше искажений. Но для человека, который слышит звук в первый раз, эта разница едва заметна.

Слушаем конденсаторный микрофон с выравниванием громкости. Субъективно, конденсаторный микрофон даёт более широкий спектр звука. Вот только человеческий голос обычно расположен по центру спектра, поэтому эта разница едва заметна.

Что можно сказать по итогу

  1. Чисто технически конденсаторный микрофон лучше: шире спектр, меньше шумы. Шумы всё-таки есть, увы
  2. После шумоподавления разница в звуке между электретным и конденсаторным микрофоном едва заметна. Разница 5-10% субъективно.
  3. Зато цены на конденсаторные микрофоны в разы выше, чем на электретные
  4. Для записи звука подходят оба микрофона. Для прямого эфира – рекомендуется только конденсаторный.

Электретный микрофон плохо подходит для прямого эфира в связи с высоким уровнем шума. Поэтому сравнение он проигрывает.

  • Тем не менее, современные электретные микрофоны со встроенной звуковой картой имеют уже гораздо более низкий уровень шума. Так что разница с конденсаторными микрофонами становится ещё меньше.

Друзья, поделитесь в комментариях своими ощущениями по поводу разницы в звуке двух рассмотренных микрофонов. На какой микрофон я сейчас записываю звук? Сможете определить на слух?

И конечно подписывайтесь и смотрите другие мои ролики. Удачи!

Запись опубликована в рубрике Научная Критика, Образовательные ролики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *